?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Лето

Я долго притаившись наблюдала, как он прикасался кисточкой, своим цветным взглядом к ней, изучал ее… Его широкораскрытые внимательные глаза вбирали в себя все детали, пытаясь не упустить ничего, схватить все и оставить это на холсте. А она, присев на краю камня, была похожа на легкую маленькую птичку, готовую вспорхнуть и улететь в любой момент. Ярко красные театральные одежды легко развевались от теплых легких порывов ветра. Она смотрела в даль, слегка прищуривая глаза, будто рассматривая там что-то видное только ей одной. Раскаленные жгучим солнцем камни диабаза, разбросанные на берегу, и омываемые синими водами моря. Пряный жаркий воздух, струящийся едва видными потоками. Именно такой пред мной предстала Алупка, маленький городок на Южном побережье Крыма. Место, где день и ночь сливаются в один длинный нескончаемый поток. Высокое звездное неба плавно сменяется нежноперсиковым рассветом, медленно перекатывается в расскаленно-крысный день…бесконечный круговорот…

А потом поворачиваешься к морю спиной, и пред тобой возникает совершенно другая стихия. Вечнозеленый тенистый парк, посреди которого проглядываются шпили и башни старинного замка, и это все венчается горной чередой Ай-Петринских гор. Как будто два параллельных мира пересекаются, таких разных, и таких взаимодополняющих друг друга. Эта тема противопоставления и взаимодополнения присутствует здесь во всем. Тенистые поляны с вековечными дубами, плавно чередуются с ярко-солнечными аллеями, усаженными экзотическими пальмами. Загадочно-чарующий замок: как будто попадаешь в средневековою Англию. Каскады каменных стен, спадающих на брусчатку, прямые углы, строгие стены. А потом обходишь замок со стороны, и ты уже на Востоке. Ажурные балюстрады, нежно переплетаются с растущими рядом кустарниками. Вытягивающийся к небу голубой купол над Южной террасой. И бесконечно длинная лестница, спускающая всех желающих к морю. Три пары львов восседают вдоль лестницы, будто для того чтобы напоминать, что ты тут всего лишь гость…

Я осмелела и подошла к этой загадочной паре. Он так уверенно своими большими руками держал кисточку, что казалось, если он ее упустить вся магия рисунка улетучится. А она все так же робко сидела, слегка теряясь под его пристальным взглядом.

София Тимофеева, или как ее попросту называют друзья Соня, и Василий Братанюк - вот кто были эти загадочные двое, купающиеся в лучах заходящего солнца, совершенно не замечающие происходящего вокруг, погруженные в свой мир. Два ярких человека, две неординарные личности. О них сложно писать, потому что так мало придумано слов, что бы рассказать о них, передать ощущения, которые возникают в душе, когда находишься рядом с ними - хочется лететь, бежать, творить, вдыхать жизнь…

Мне было безумно жаль, что встретила я С.Тимофееву и В.Братанюка так поздно. Портрет был почти дописан, а так много хотелось еще спросить.

Говорят, имя во многом определяет жизнь человека. Как корабль назовешь, так он и поплывет. София - это мудрость, воплощение идеального замысла в мире. Именно такой предстала София в тот вечер. Она много рассказывала о себе, о планах на будущее. И как-то сразу становилось понятно, что ее жизнь окутана не созерцанием, а созиданием. Она пишет картины, интересуется фотографией, преподает в художественной школе, занимается благотворительностью, и помимо всего этого работает научным сотрудником в Воронцовском дворце. Сложно сказать, что повлияло на ее жизненный выбор, толь семья, толь просто неосознанное желание окружить себя прекрасным, но учиться она уехала из Крыма в далекий Санкт-Петербург. Получив образование по специальности «художник-реставратор», она вернулась в Алупку. На вопрос почему, Соня не задумываясь, сказала: «Я не знаю, как иначе? Здесь мои корни, здесь работали мои родители, и я буду продолжать их дело».

Благодатное место, манит и притягивает. Смотришь, и не можешь насмотреться, вдыхаешь, и не можешь надышаться. Совершенно по детски хочется прыгать, улыбаться и радоваться жизни!

… далекий ХІХ век. Построен Воронцовский дворец, по стечению обстоятельств в это же время в Крыму покупает имение А.Куинджи. И как-то в одночасье Алупка превращается в место паломничества творческой интеллигенции. В это царство природы приезжали ученики А.Куинджи: Н.Рерих, А.Рылов, В.Зурабин, те, которые в последствии стали великими русскими художниками, создав отдельное направление в живописи. Здесь бывали фотографы и писатели, любили наведываться музыканты. Алупка постепенно превращалась в культурную Мекку Южного побережья. Чувствуя свою скорую кончину, в 1909 году Архип Куинджи составил завещание, в котором он говорил о передаче недвижимого имущества в Алупке в распоряжение Императорской Академии художеств. Вот уже долгие годы здесь находиться база для художественной практики студентов этого старейшего учебного заведения России. Только, к сожалению, не многие знают, что нынешняя база - бывшее владение Куинджи…

Сонин рассказ о себе переплетался с рассказом о жизни дворца, одна цельная история, и совершенно не понять где начинается одно, а заканчивается другое. На короткое мгновение показалось, что мое появление смутило Соню. Но она продолжала тихонько говорить, вглядываясь в даль, будто рядом и вовсе никого не было. Ее грудной бархатный голос, лился плавным потоком, сливаясь с монотонным шумом прибоя.

А между тем, сумерки продолжали окутывать парк. Дворец вечером оказался еще более чарующим и загадочным, в спадающих сумерках и растворенных в темноте лучах солнца.
Несколько последних штрихов, и портрет будет завершен. Василий Братанюк, напряженно сидел, прищурив глаза, и еще более пристально вглядываясь в Сонино лицо, пытаясь уловить то, что оживит портрет. Несколько уверенных взмахов руки, и тихое: «Вот и все…». В его голосе смешивалось удовлетворение и усталость, радость и какое-то непонятное чувство тоски - еще одно его творение начинает самостоятельную жизнь.
Необычная в жизни, необычная на портрете: ярко-красные театральные одежды окутывали Соню с ног до головы, из-под платка выбивались пряди жгуче-черных волос. И главное - это глаза, пронзительные и острые, и в то же время добрые. Что-то было такое в ее взгляде далекое и неуловимое, слегка грустное и обращенное внутрь, сосредоточенное на чем-то, понятном только ей.
На обратной стороне картины она написала кистью: «Спасибо за портрет, который будоражит мои воспоминания…».
Мы условились встретиться на следующий день. Утро выдалось необычным: редко когда летом в Алупке идет дождь. Жара немного спала, и в воздухе повисла звенящая прохлада. Грациозная и легкая, Соня мелкими быстрыми шажками направлялась к нам. Тонкие черты лица, длинная худая шея, казалось, что к нам сошла девушка с портрета. Следом за ней, уже спокойным шагом, мы отправились в путешествие по замку. Плавный голос Сони лился неспешным ручьем…
… история Воронцовского дворца насчитывает уже более 150 лет. Построенный в ХІХ ст. по проекту архитектора Э. Блора, дворец остается пожалуй одним из самых привлекательных мест на всем южном побережье Крыма. Тут собраны неповторимые коллекции произведений искусств: картины, гобелены, скульптура, старинная посуда, и, конечно же, великолепная библиотека хозяев. Это все увенчано еще одним творение рук человеческих - прекрасным парком, который вот уже на протяжении стольких лет продолжает восхищать своей гармоничностью и целостностью. И без того загадочно красивый, этот парк был мистифицирован в работах многих режиссеров. Тут снимали такие фильмы как «10 негритят», «Хранитель», «Гамлет 21 век», «Дикари», «Крым и Рым». Кристально чистые озера, громадные глыбы хаоса, фонтаны, виднеющиеся шпили дворца, ажурные балюстрады, гуляя этими местами, невольно возникает ощущение, что это затерянное Ельдорадо.
Слушать Соню было одно удовольствие, усеянная шутками-прибаутками, ее речь окутывала и завораживала. Оставалось только удивляться, с какой легкостью она могла держать нас, своих слушателей, в напряжение рассказываю одну за другой дворцовые истории, те, о которых никогда не прочитаешь в путеводителях и книгах. С непередаваемо искренним трепетом в голосе, она рассказала о том, что пришлось пережить дворцу в период второй мировой войны…
… период, когда искусство стало совершенно невостребованным. С той разницей лишь, что немцы забирали награбленное себе, вывозя в Германию, а русские жгли, «дабы не оставить ничего врагу». И как бы патетически это не звучало, но только благодаря тому, что в Воронцовском дворце всегда работали люди, которые любили это место, как свой дом, ему удалось уцелеть, сохранив почти неповрежденной свою коллекцию. «О чем молчат львы», - дневниковые записи хранителя музея С. Щеколдина с 1941-1944гг. Это одна из немногих подлинных памяток о событиях того периода, о том, что довелось пережить жителям Алупки и музею.
Благодаря кропотливой работе сотрудников, Воронцовский дворец, и по ныне привлекает к себе творческую интеллигенцию. На территории дворца постоянно проходят выставки фотографий, картин, конференции, устраиваются концерты с участием известных музыкантов (Ф.Тарасов, А.Еремеев). Галиченко Анна Абрамовна, Филатова Галина Григорьевна, Паличикова Аза Павловна - именно с этими именами связана наука дворца, начиная с 70-х и по сей день. Это те, кто неустанно продолжают разгадывать тайны дворца, чтобы передать потомкам.
Гуляешь залами дворца, и кажется, будто машиной времени попал в другую эпоху. Старинные гобелены, картины Левицкого, Боровиковского, Щедрина, Чернецова, Айвазовского, Орловського. Прислушиваешься, и тебе кажется, что в другой комнате слышны шаги, шорох платьев, и может быть даже сейчас появится сама хозяйка. Вдыхаешь аромат старого дома, пропахшего старинным деревом и красками картин. Сквозь тяжелые бархатные портьеры еле-еле пробивается солнечный свет. А потом совсем неожиданно попадаешь в Зимний сад: несчетное количество экзотических растений, античные скульптуры Демосфена, Зевса, Апполона, и много-много солнца, заполняющего собой свободное пространство.
А еще нельзя не сказать о современных украинских художниках, чьи работы находиться во дворце. Среди них и А.Мурашко, Н.Кузнецов, Н.Пимоненко и многих других.
Мы еще долго блуждали по парку, говоря об искусстве и истории; наслаждались красотой видов, открывающихся на южных террасах. Соня много рассказывала о современниках, подаривших свои работы музею (Яков Басов), о меценатской деятельности барона Эдуарда фон Фальц-Фейна, который подарил Воронцовскому дворцу отреставрированный портрет Г.Потемкина, а в Масандринский дворец вернул подаренный Николаю II персидским шахом гобелен с изображением царской семьи. О потомке, Александре Илларионовиче Воронцове-Дашковом, которые, несмотря на то, что сейчас проживает в США, поддерживает связь со дворцом. Впервые в родовом имении он побывал в начале 90-х гг. ХХ ст., когда и передал музею сохранившиеся фотографии и архивные материалы.
Встреча подходила к концу, когда внезапно для всех, Василий Братанюк объявил о своем решении: «Я хочу подарить дворцу некоторые из своих работ!». И не понятно, было ли это осознанное понимание или инстинктивное ощущение важности роли художника: запечатлеть и оставить современникам и потомкам, эти выбранные и вырванные из жизненного круговорота моменты.
Теперь к коллекции дворца добавились еще 4 картины: «Орлы в горах Ай-Петри», «Алупкинское лето с артистами балета (С.Захарова, Н.Змиевец, Н.Поворознюк)», портрет барона Александра Эдуардовича фон Фальц-Фейна и портрет Софьи Тимофеевой в театральных одеждах.


Василий Братанюк зашел в маленькую, заставленную от пол к потолку книгами, комнатушку, в которой располагались сотрудники музея, бережно держа свои работы. Приятно было наблюдать за непринужденным разговором, который как-то сразу легко и ненавязчиво завязался между присутствующими. Представление своих работ В. Братанюком, смешивалось с бурным обсуждением искусства, истории, плавно переходящим на воспоминание из жизни, рассказы забавных историй…
Непроизвольно зарифмованное название картины «Алупкинское лето с артистами балета» - это, пожалуй, картина, которая больше всего впечатлила работников музея. Глядя на нее, возникает ощущение того, что ты сам находишься на берегу моря, притаившись, растворившись в своих ощущениях, наблюдая за происходящим. Солнце, клонящееся к закату, но все еще согревающие сидящих на огромных вековечных камнях после купания балерин (Захарова, Змиевец, Поворознюк), мечтательно глядящих в даль. Солоноватый вкус воздуха, легкие брызги воды, рассыпающиеся на их лицах… По телах пробегают угасающие лучики солнца. Приглушенно-красный цвет заходящего солнца, оттеняет легкий загар балерин. Блестящая солнечная рябь, уходящего за горизонт Черного моря. Гармонично подобранные теплые тона красок, идеальная композиция, и невозможно не почувствовать тех трепетных ощущений, которые возникают на лоне этой первозданной природы. Эта Картина была написана в 2007 году, когда вместе с В.Братанюклм здесь побывали балерины.
«Орлы в горах Ай-Петри» не менее обворожительная, наполненная жизнью картина. Залитые солнцем, причудливой архитектуры, Крымские горы, которые как будто пытаются дотянуться до небесных высот. И высоко в облаках, парящий над горами орел. Смотришь на эту картину, и в душу закрадывается радость и ощущение свободы. Будто этот орел - это ты, независимый, и вольный улететь.
Портрет барона Е. фон Фальц-Фейн, последнего барона империи. Легкими линиями карандаша легли на бумагу аристократические черты его лица: высокий лоб, немного вытянутый подбородок, и глубокие, бездонные глаза. Ничего лишнего в портрете. Глядя на картину, понимаешь: перед тобой человек знатного рода. И даже как-то сложно описать этот портрет - предельно прост, но так точно уловлено яство этого человека.
Два абсолютно неповторимых дня, где все смешалось и перевернулось, пролетели… Необычные люди, необычные встречи. Это было больше похоже на красивую сказку, и только фотографии и дневниковые записи напоминают о том, что все так и было.